ООО «Техэкспо»
Выбранный город:
Санкт-Петербург
Промышленная ул., д. 19Р
Тел. и время работы:
+7 (812) 602-52-94 Пн-Вс 7:00 - 20:00
Электронная почта:
Оставить заявку
Звонок по России бесплатно
8 800 550-83-94 Заказать обратный звонок
Звонок по всей России беплатный: 8 800 550-83-94

Постановления Правительства №616 и №617: как применять при закупках

С 1 мая 2020 года госзаказчики в своей работе должны учитывать сразу два новых нормативно-правовых акта: постановления Правительства от 30.04.2020 № 616 и № 617. Оба приняты в развитие статьи 14 Закона о контрактной системе, то есть для обеспечения национального режима при проведении закупок. Постановление № 616 содержит запрет, а постановление № 617 ограничивает допуск иностранных промтоваров.

По общему правилу нужно установить запрет, если вы планируете приобрести товар из перечня постановления № 616. Если часть товара содержится в перечне, а часть – нет, придется переформировывать лот и приобретать товары двумя закупками. Смешанные закупки можно проводить только для нужд обороны страны.

Запрет можно не применять в следующих случаях:

  • нужный вам товар не производится в РФ,
  • НМЦК закупки менее 1 млн руб. и цена каждой единицы товара не больше 100 тыс. руб., данный пункт не действует при закупках товаров легкой промышленности (п. 1-7 перечня), в том числе защитной одежды (п. 124-125),
  • нужно приобрести товары, совместимые с имеющимися у заказчика, не распространяется на закупки тракторов и товаров для приготовления пищи (п. 67-71),
  • закупаются запасные части и расходные материалы, не распространяется на закупки станков (п. 47-51),
  • до 1 июля 2020 года при закупках автомобильной продукции и колесных транспортных средств (п. 73-75, 83, 109-112).

Также запрет могут не применять ФСБ, ФСО, Управление делами Президента и ряд других организаций.

 

Как применять постановление № 617

Порядок применения постановления № 617 несколько проще: если товар в перечне, устанавливаем ограничение допуска. Смешанные закупки проводить нельзя.

 

Ограничение допуска + запреты

Не нужно применять постановление № 617, если для товара есть запреты по ст. 14 44-ФЗ. По состоянию на май 2020 года действует 4 НПА с запретами в рамках госзакупок: для ПО (постановление от 16.11.2015 № 1236), для систем хранения данных (постановление от 21.12.2019 № 1746), для товаров машиностроения (постановление от 14.07.2014 № 656) и новое постановление № 616. Только в перечне постановления № 616 содержатся коды ОКПД2, встречающиеся в перечне постановления № 617.

Таким образом, если вы планируете к закупке товар, который одновременно есть в обоих новых постановлениях, нужно применить лишь запрет в соответствии с постановлением № 616, ограничение допуска по постановлению № 617 не устанавливается.

 

Ограничение допуска + условия допуска

По состоянию на май 2020 года существует единственный НПА с условиями допуска иностранных товаров – приказ Минфина от 04.06.2018 № 126н. Если ваш товар и в перечне постановления № 617, и в 126н, то в документации и извещении устанавливается и ограничение по постановлению № 617, и условие допуска по приказу № 126н, порядок действий следующий:

проверяете, можно ли отклонить заявки с иностранными товарами по правилам постановления № 617, если такие заявки отклонены и остались только заявки с товарами из России (ЕАЭС), то условия допуска не учитываются,

если же заявки с иностранными товарами отклонить в рамках постановления № 617 не удается, то к заявкам применяются условия допуска, установленные в 126н.

Приказ № 126н не применяется, если для товаров установлен запрет, это значит, что если ваш товар в перечнях постановления № 616 и приказе № 126н, то в документации и извещении устанавливается лишь запрет по постановлению № 616.

 

Особенности применения постановления № 616

Бывают случаи, когда в одной закупке содержатся товары из перечня постановления № 616, но запрет можно не применять (например, закупка до 1 млн руб. и цена каждого товара не превышает 100 тыс. руб.), и товары не из перечня. В таком случае нет необходимости в проведении 2 закупок, товары можно приобрести в рамках одной закупки без установления запрета по постановлению № 616.

 

616 + 617

Если товары содержатся сразу в обоих перечнях, но постановление № 616 можно не применять (например, закупку проводит МВД), в документации и извещении указывается только ограничение допуска по постановлению № 617 без установления запрета по постановлению № 616.

Теперь подтверждением того, что страной происхождения товара является Россия или страны, входящие в Евразийский экономический союз будет являться наличие товара в реестре российской промышленной продукции или реестре евразийской промышленной продукции, соответственно. Курировать реестр назначено Министерство промышленности и торговли РФ, так что и вопросы все теперь к ним.

Теперь заказчик обязан отклонить заявку с предложением промышленной продукции иностранного производства (даже если она полностью соответствует техническому заданию), при наличии хотя бы двух заявок которые:

Предлагают товар, произведённый в России или странах ЕвразЭС;

Содержат предложения товаров разных производителей.

А в случае, если заявка принята, в наступление переходят преференции приказа МинФина №126н.

Если участник закупки предлагает товар российского или «союзного» происхождения, то в составе заявки либо указывает сведения о наличии товара в реестре российской продукции, либо указывает сведения (номер, скан-копия) о наличии сертификата СТ-1, либо вообще ничего не указывает.

Постановление № 617 работает по классической схеме “третий лишний”: при наличии не менее двух заявок, удовлетворяющих требованиям постановления, заявки участников, предложивших к поставке промышленные товары иностранного производства подлежат отклонению. Двумя соответствующими заявками признаются заявки, в которых содержится предложение о поставке промышленных товаров “отечественного” производства. Под “отечественными” понимаются товары, произведенные на территории стран, входящих в ЕАЭС (Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия). При этом все товары, предлагаемые двумя участниками, должны быть разных производителей.

В случае, если заказчик закупает перечень промышленных товаров в рамках одного лота, то совпадение производителя хотя бы по одной позиции закупаемой заказчиком спецификации, автоматически исключает применение Постановления № 617. В указанном случае к заявкам, содержащим предложение о поставке промышленных товаров иностранного производства, должны применяться условия допуска, установленные приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н.

 

Примеры применения 616 и 617 Постановлений для госзакупок:

Вариант 1. Участник предлагает к поставке “российский” товар, сведения о котором включены в реестр российской промышленной продукции.

В этом случае в составе второй части заявки (не первой!) на участие в закупке в электронной форме участник обязан предоставить сведения о номере реестровой записи, под которым такой товар включен в реестр, а также сведения о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации (последнее предоставляется, если это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации").

Если такие сведения в составе второй части заявки отсутствуют либо отсутствует часть таких сведений, то для целей применения Постановления № 617 (но не для целей применения Приказа № 126н) такая заявка участника признается иностранной. При этом отклонение такой заявки будет осуществлено только при условии подачи на закупку не менее двух “отечественных” заявок, полностью удовлетворяющих требованиям Постановления № 617. Заказчик наличие “отечественных” заявок определяет на этапе рассмотрения вторых частей заявок, а не первых. Если две и более “отечественные” заявки отсутствуют, то участник, предложивший к поставке российской товар, но не предоставивший необходимые сведения во второй части заявки, допускается к участию в закупке. При признании такого участника победителем его заявка не считается  иностранной для целей применения Приказа № 126н (если Приказ № 126н применялся заказчиком при осуществлении такой закупки). Минфин России уже придерживался той же позиции в аналогичной ситуации (см. письмо Минфина России от 04.12.2018 № 24-01-08/87588):

...в случае если победитель электронного аукциона в заявке указал, что страной происхождения поставляемого товара является Российская Федерация, то порядок, установленный подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 Приказа № 126н, не применяется и контракт заключается по цене, предложенной таким участником закупки…

При исполнении контракта участник, предоставивший во второй части заявки указанные выше сведения, обязан будет передать заказчику выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности. Сроки передачи указанной выписки могут быть установлены заказчиком в контракте, а в случае их отсутствия - выписка должна быть предоставлена участником в разумный срок.

Вариант 2. Участник предлагает к поставке “российский” товар, сведения о котором отсутствуют в реестре российской промышленной продукции

К заявке такого участника будут применяться точно такие же последствия, как и в отношении заявки, в которой предлагается промышленная продукция из реестра, но во второй части отсутствуют необходимые сведения (см. выше). В рассматриваемом случае участник ничего не должен указывать во второй части заявки и его заявка, при наличии хотя бы двух других “отечественных” (соответствующих требованиям Постановления № 617), будет отклонена как иностранная. Но только в этом случае, а не за сам факт ее подачи. Также участник, подавший рассматриваемую заявку и ставший победителем закупки, не обязан (и не может) предоставлять заказчику выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности, даже если такое условие было предусмотрено контрактом.

Вариант 3. Участник предлагает к поставке промышленный товар из ЕАЭС

Речь идет о предложении участником промышленного товара, произведенного на территории стран, входящих в ЕАЭС (кроме России!). Например, участник предлагает промышленный товар, произведенный в Республике Беларусь. Об этом он указывает в первой части заявки на участие в закупке. Во второй части заявки он не предоставляет ничего, в том числе СТ-1. СТ-1 им предоставляется при исполнении контракта, если такой участник станет победителем закупки. Вопрос о том, как в отсутствии СТ-1 комиссии заказчика проверить условие о наличии разных производителей, остается открытым. Совершенно точно, что наименование производителей не допускается требовать от участника в составе заявки в данном случае. Вместе с тем, такой вопрос очень маловероятно, что возникнет на практике. А в случае если он возникнет, то в отсутствии полной убежденности у комиссии заказчика в наличии двух или более заявок, полностью отвечающих требованиям Постановления № 617, Постановление № 617 не будет применяться.


Дизельные электростанции:
Бюджетные:
Оптимальные по качеству и цене:
Премиальные: