Согласно постановлениям Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 и от 30.04.2020 № 617 при государственных (муниципальных) закупках теперь запрещен допуск ряда иностранных промышленных товаров. Механизм в отношении российской продукции применяется на основе данных о присутствии товара в Реестре российской промышленной продукции, а для продукции из ЕАЭС – на основании декларирования.
В отдельных случаях правило «третий лишний» можно не применять. Это допустимо для мелких сделок, при которых выполняются следующие критерии:
Знать ОКПД 2 нужно обеим сторонам процесса закупок. Заказчику необходимо составить идентификационный код закупки, который состоит из 36 цифр и включает в себя часть кода ОКПД 2 (30-33-й разряд).
С 1 мая 2020 года утратили силу следующие постановления:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд"
- В постановлении Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств», в перечне отдельных видов товаров машиностроения исключены пункты 1 - 13, 27 - 32, 34 – 53 (1).
То, откуда происходит промышленная продукция, заявляемая на госзаказе, может быть доказано:
При этом непосредственно выписку из Реестра или копию сертификата предоставляют уже на этапе исполнения контракта. Изначально дают только согласие о предоставлении указанных подтверждающих документов и информацию о присутствии товара в Реестре.
Запрет нужно устанавливать как при закупке товаров, так и при закупке работ и услуг, если в ходе их выполнения заказчику будет поставлена продукция из перечня. Нельзя объединять в одну закупку товары, включенные и не включенные в перечень.
При подготовке ТЗ и описания объекта закупки характеристики промышленного товара должны быть идентичны характеристикам, представленным заказчиком в Министерство промышленности и торговли для получения разрешения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 постановления 616. При заключении контракта информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара, представленная в составе заявки, включается в контракт.
При исполнении контракта участник закупки представляет документы, подтверждающие страну происхождения в отношении промышленных товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 124 и 125, представляются поставщиком на этапе исполнения контракта по форме и в порядке, которые предусмотрены пунктом 10 постановления 616. Замена промышленных товаров, указанных в перечне, на промышленные товары, происходящие из иностранного государства (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), не допускается.
Технические задания на дизель-генераторные установки: скачать примеры
Как выбрать ИБП и ДГУ для больницы, клиники, перинатального центра
В этом случае в составе второй части заявки (не первой!) на участие в закупке в электронной форме участник обязан предоставить сведения о номере реестровой записи, под которым такой товар включен в реестр, а также сведения о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации (последнее предоставляется, если это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации").
Если такие сведения в составе второй части заявки отсутствуют либо отсутствует часть таких сведений, то для целей применения Постановления № 617 (но не для целей применения Приказа № 126н) такая заявка участника признается иностранной. При этом отклонение такой заявки будет осуществлено только при условии подачи на закупку не менее двух “отечественных” заявок, полностью удовлетворяющих требованиям Постановления № 617. Заказчик наличие “отечественных” заявок определяет на этапе рассмотрения вторых частей заявок, а не первых. Если две и более “отечественные” заявки отсутствуют, то участник, предложивший к поставке российской товар, но не предоставивший необходимые сведения во второй части заявки, допускается к участию в закупке. При признании такого участника победителем его заявка не считается иностранной для целей применения Приказа № 126н (если Приказ № 126н применялся заказчиком при осуществлении такой закупки). Минфин России уже придерживался той же позиции в аналогичной ситуации (см. письмо Минфина России от 04.12.2018 № 24-01-08/87588):
...в случае если победитель электронного аукциона в заявке указал, что страной происхождения поставляемого товара является Российская Федерация, то порядок, установленный подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 Приказа № 126н, не применяется и контракт заключается по цене, предложенной таким участником закупки…
При исполнении контракта участник, предоставивший во второй части заявки указанные выше сведения, обязан будет передать заказчику выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности. Сроки передачи указанной выписки могут быть установлены заказчиком в контракте, а в случае их отсутствия - выписка должна быть предоставлена участником в разумный срок.
К заявке такого участника будут применяться точно такие же последствия, как и в отношении заявки, в которой предлагается промышленная продукция из реестра, но во второй части отсутствуют необходимые сведения (см. выше). В рассматриваемом случае участник ничего не должен указывать во второй части заявки и его заявка, при наличии хотя бы двух других “отечественных” (соответствующих требованиям Постановления № 617), будет отклонена как иностранная. Но только в этом случае, а не за сам факт ее подачи. Также участник, подавший рассматриваемую заявку и ставший победителем закупки, не обязан (и не может) предоставлять заказчику выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности, даже если такое условие было предусмотрено контрактом.
Речь идет о предложении участником промышленного товара, произведенного на территории стран, входящих в ЕАЭС (кроме России!). Например, участник предлагает промышленный товар, произведенный в Республике Беларусь. Об этом он указывает в первой части заявки на участие в закупке. Во второй части заявки он не предоставляет ничего, в том числе СТ-1. СТ-1 им предоставляется при исполнении контракта, если такой участник станет победителем закупки. Вопрос о том, как в отсутствии СТ-1 комиссии заказчика проверить условие о наличии разных производителей, остается открытым. Совершенно точно, что наименование производителей не допускается требовать от участника в составе заявки в данном случае. Вместе с тем, такой вопрос очень маловероятно, что возникнет на практике. А в случае если он возникнет, то в отсутствии полной убежденности у комиссии заказчика в наличии двух или более заявок, полностью отвечающих требованиям Постановления № 617, Постановление № 617 не будет применяться.