Для выбора ИБП и дизельной электростанции необходимо определить следующие данные:
Таблица нагрузок. От подробности и достоверности данного документа зависит правильность расчётов и выбора оборудования.
Характеристики сети: режим нейтрали (TN-C, TN-S), необходимость выполнения гальванической развязки (фазных линий, нейтрального проводника), наличие ограничения по потребляемой мощности.
Характеристики уже установленного оборудования (например, установленного ИБП, к которому нужно подобрать ДГУ или уже функционирующего ДГУ, от которого осуществляется резервное питание предполагаемой системы ИБП). Как правило, указания только названия модели недостаточно – требуется информация по конфигурации входного каскада для ИБП, установленным регуляторам напряжения для ДГУ.
Ограничения по месту установки (занимаемая площадь, общая и удельная нагрузка на пол, максимальное тепловыделение).
Требования по мониторингу (какая информация нужна, какой требуется/существует способ доступа и среда передачи данных – локальная сеть (протокол TCP/IP, SNMP), доступ через коммутируемую телефонную сеть общего пользования, радиодоступ, GSM сеть).
Определяется архитектура системы – будет ли она состоять только из ИБП, только из ДГУ или их комбинации. Наличие в списке требований указания на бесперебойность однозначно свидетельствует о необходимости использования ИБП. Требование длительного времени автономной работы (свыше 1 часа) приводит к необходимости использования ДГУ. ИБП не является источником энергии: его задача – улучшить качество, но не добавить мощности, поэтому при дефиците мощности на объекте обязательно потребуется разделение нагрузок на группы и организация электропитания одной из групп от резервного ДГУ.
В общем случае нагрузка разделяется на две группы – группа бесперебойного электропитания и группа гарантированного электропитания. В группу бесперебойного питания включаются все потребители, не допускающие перерыва питания или предъявляющие повышенные требования к качеству электроэнергии (стабильность напряжения или частоты, синусоидальность и т.д.). Как правило, эти потребители кроме высоких требований к качеству напряжения требуют длительной поддержки электропитания при аварии городских сетей (то есть необходимо бесперебойное и гарантированное электропитание). В группу гарантированного питания включаются все потребители, требующие повышения уровня надёжности электропитания, но допускающие кратковременное прерывание подачи электроэнергии.
Для каждой группы вычисляется суммарная номинальная и максимальная потребляемая мощность (полная – в кВА и активная – в кВт), коэффициент мощности, определяется требуемая фазность источника электропитания и возможность последовательного и (или) мягкого включения отдельных потребителей.
В случае отсутствия информации по пусковым режимам для потребителей с асинхронными электродвигателями принимается кратность пускового тока 5-7 по отношению к номинальному потребляемому току. При отсутствии указаний на наличие схемы последовательного включения нескольких мощных потребителей при расчётах рассматривается их одновременный запуск.
При расчёте и построении системы АКБ следует избегать параллельного соединения более чем 4-х линеек АКБ. Максимально разрешённой изготовителями АКБ считается конфигурация из 6 параллельно включённых линеек.
Величина зарядного тока должна лежать в пределах от 10% до 25% величины ёмкости АКБ, выраженной в А. Для 10-летних батарей допускается заряд меньшим током (до 5% от ёмкости). Номинальным для ИБП считается режим, при котором величина тока в начале заряда составляет 20% ёмкости.
При комплектации ИБП аккумуляторной батареей большой ёмкости необходимо согласовать увеличенное (по сравнению с типовым - 8 часов) время восстановления полного заряда, которое может составлять от 12 часов до нескольких суток. Такая ситуация обязательно должна быть согласована с заказчиком, поскольку возможно, что такое длительное время восстановления ёмкости является недопустимым и потребуется выбрать более мощный ИБП.
Важный ограничительный фактор – потребляемая ИБП от сети мощность может сильно возрасти по сравнению с мощностью нагрузки (поскольку для быстрого заряда большой АКБ требуется мощность, соизмеримая с мощностью нагрузки). Если на объекте система электропитания уже реализована без запаса по мощности, то данное требование может стать невыполнимым.
Указанное в документации время заряда АКБ (от 4 до 8 часов) справедливо для АКБ на 10-20 минут автономной работы ИБП на номинальную нагрузку при её заряде номинальным (20% от величины ёмкости) током.
При подключении нагрузок с большими пусковыми токами к выходу ИБП не рекомендуется подбирать мощность ИБП таким образом, чтобы при их пуске ИБП переходил в режим перегрузки, особенно для потребителей, работающих в старт-стопном режиме (мощные кондиционеры, двигатели подъёмных механизмов). Это приводит к ускоренному выходу из строя полупроводниковых элементов выходного каскада ИБП.
При использовании ИБП с трехфазным входом и однофазным выходом следует обязательно просчитать режим работы входной сети и ИБП на электронном и/или ручном байпасе, при котором может возникнуть существенный перекос по загрузке входной сети. В общем случае, лучше избегать применения ИБП структуры «3ф вход/1ф выход».
Если планируется длительная работа при аварии входной сети, и в составе системы имеются ИБП, необходимо предусмотреть резервное электропитание систем кондиционирования или вентиляции, которые обеспечивают номинальный температурный диапазон для ИБП. В этом случае кондиционеры должны запитываться от ДГУ. Следует избегать подключения мощных кондиционеров к выходу ИБП, поскольку это приводит к броскам тока при запуске компрессора.
Выбор ДГУ и его комплектация:
Для ДГУ, работающей в качестве основного источника электроэнергии, среднесуточный коэффициент загрузки должен быть не выше 80%, возможна её кратковременная работа с перегрузкой не более 10%. Для автоматической ДГУ с АВР загрузка может достигать 100%, перегрузка при работе недопустима.
Для ДГУ как основного источника электроэнергии или резервного ДГУ с длительным временем резервирования (12-24 часа и больше) может потребоваться монтаж дополнительной топливной системы и дополнительного бака для смазочного масла.
Пример расчёта параметров ИБП:
Техническое обоснование выбора мощности дизель-генераторной установки для резервного электроснабжения ИБП 60 кВА
Расчет мощности, потребляемой источником от ДГУ
КПД* ИБП LP 60 кВА, о.е. | η ИБП | 0,92 |
Нагрузка, кВт | Pн | 40 |
Мощность от ДГУ на питание нагрузки, кВт | РвхИБП | 43,5 |
Ток заряда АКБ, А | I зар | 15 |
Напряжение заряда, В | U зар | 546 |
КПД выпрямителя, о.е. | η ИБП | 0,98 |
Мощность от ДГУ на заряд АКБ, кВт | Рзар | 8 |
ИТОГО: | ||
Активная мощность, потребляемая ИБП, кВт | Рнн | 51,5 |
К-т м-ти входной ИБП, о.е. | Cosφ ИБП | 0,98 |
Полная мощность, потребляемая ИБП, кВА | Sнн | 52,5 |
Пусковая мощность ИБП, кВА (равна номинальной) | Sпуск | 52,5 |
Эквивалентная пусковая мощность ИБП, кВА | Sпуск экв | 64,3 |
Мощность нагрузки, набрасываемой на ДГУ за один шаг не должна превышать 60% от основной мощности ДГУ (рассматривается активная мощность). Тогда мощность ДГУ:
Рдгу ≥ Рнн/0,6 = 51,5/0,6 = 85,8 кВт
Рекомендуемые модели ДГУ:
ТЭ.104С-Т400-2РН Iveco,
ТЭ.104С-Т400-2РН Perkins,
ТЭ.104С-Т400-2РН Volvo.
Оценка способности ДГУ к «подхвату нагрузки»
Оценивается величина мгновенной просадки напряжения выбранных выше дизель-генераторов, потенциально пригодных для электроснабжения при скачкообразном набросе нагрузки – подключении ИБП. В момент подключения ИБП к генератору наблюдается изменение выходного напряжения генератора, просадка может выйти из допустимого для ИБП диапазона напряжений, ИБП воспримет это как пропадание сети и перейдет на питание от батареи. Генератор окажется в режиме электрического холостого хода и восстановит напряжение и частоту. ИБП, восприняв это как появление сети, вновь перейдёт с батареи на генератор. Подключение нагрузки опять вызовет просадку напряжения и частоты генератора – и процесс повторится.
Величина просадки выходного напряжения зависит от соотношения мощностей ДГУ и ИБП. Чем меньше разность между мощностью ДГУ и пусковой мощностью нагрузки Sпуск, тем больше будет мгновенная просадка напряжения генератора в момент подключения ИБП.