Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ – удобный способ для заказчиков при работе с проверенными контрагентами. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривает 56 случаев закупки у единственного поставщика по ст. 93.
Поставщик может законно получить контракт без участия в конкурсе при следующих условиях.
С июля 2020 вводится новое правило закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика — заказчики могут купить в электронном магазине (например, федеральный электронный магазин малых закупок «Березка» или региональные электронные магазины) любой товар, если цена не выше 3 млн руб., а закупают товар по характеристикам из Единого каталога товаров, работ, услуг. Если товар или работы покупают не в электронном магазине, то цена контракта не должна быть выше 600 тыс. рублей.
С марта 2019 года для заказчиков федерального уровня появилась обязанность использовать Единый агрегатор торговли «Березка». На уровне субъектов Российской Федерации порядок осуществления малых закупок в электронной форме установлен региональными нормативными правовыми актами, ЗМО осуществляются с использованием «электронных магазинов».
Годовой объем таких закупок не должен быть больше 10% совокупного годового объема закупок заказчика и 50 млн руб., а для поставщика не должен превышать 50% совокупного годового объема и 30 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений.
В этой группе есть несколько подгрупп. Каждая отличается тем, что продукция есть только у конкретного поставщика или у поставщика есть исключительные права на товары и услуги, например, контракты на поставку электроэнергии.
Заказчик имеет право провести закупку у единственного поставщика по завершению конкурентной процедуры. Если соблюдено одно из трех условий:
В этом случае конкурентная процедура признается несостоявшейся и заказчик может заключить контракт с единственным участником. Цена контракта должна быть равна НМЦ или сумме, которую предложил поставщик. В таких закупках на этапе приемки товара заказчик должен будет привлечь к оценке внешних экспертов.
Какие случаи не попадают под правила закупки у единственного поставщика:
Недостаток времени не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными. Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.
Возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства. Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.
Если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе. Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.