Дизельным генератором называется устройство, в котором механическая энергия работающего дизеля преобразуется в электрическую. Онсостоит из следующих элементов:
Ротор, вращаясь, создает электромагнитное поле, в результате чего с обмоток статора снимается переменный ток.
Если не заводится дизельный генератор, то причиной тому могли стать:
Дизельный двигатель экономичнее, чем бензиновый, но в ремонте более дорог. Поэтому следует понимать, какие неисправности можно устранить самостоятельно, а какие потребуют вмешательства мастеров.
Поиск поломок следует производить в строгой последовательности: от топливного бака до конечной точки – форсунок. То есть, от простого – к сложному.
Для ДВС с механическим топливным насосом высокого давления (ТНВД) нужно разбираться в такой последовательности:
Особенность таких двигателей в том, что насос подкачки качает из бака солярку, прогоняет ее через фильтры (минимум два) и подает к ТНВД. А он под большим давлением в определенные моменты подает смесь к каждой форсунке поочередно.
Нарушение одного из этих циклов может отрицательно влиять на запуск мотора.Современные ДВС оборудованы электронными насос-форсунками, здесь ТНВД создает постоянное давление в рампе (топливопроводе), а форсунки в определенные моменты (определяет электронный блок) впрыскивают горючую смесь в камеры сгорания.
Топливная система должна быть герметичной. В противном случае в трубки и агрегаты попадет воздух, это нарушит нормальную работу ДВС.
Для обнаружения воздуха следует приоткручивать соединения трубок и проверять ручным насосом подкачки, нет ли воздушных пузырей в потоке льющейся смеси. Если есть – где-то происходит «подсос» воздуха.
Сами форсунки (не электронные) можно проверить визуально. Для этого их следует демонтировать (выкрутить из головки блока цилиндров), присоединить соответствующие трубки подачи топлива и прокрутить стартер несколько раз.
Если наблюдаются подтеки солярки в районе распылителей (та часть, которая обращена внутрь камеры сгорания), то распылители придется заменить. В момент распыления топлива факел должен быть плавным, а частицы смеси — представлены в виде мелких капелек.
Проверку лучше проводить поочередно – по одной форсунке.
Чтобы не допустить загрязнения соляркой окружающих предметов и спецодежды, лучше прикрывать распылители стеклянной банкой.Среди основных неисправностей стартера можно выделить:
Дизельный ДВС плохо запускается в зимнее время, особенно если температура воздуха ниже -10 градусов. Для облегчения пуска применяют соответствующие вспомогательные устройства, например, Webasto.
Если прибор не установлен, можно попробовать подогреть ТНВД и топливные трубки возле него строительным феном, обращая внимание на проводку, которая может находиться поблизости.Двигатель может глохнуть по разным причинам:
Повышенный расход моторного масла говорит об износе поршневых колец, это провоцирует увеличение угара масла.
Для замены придется пригласить квалифицированного мастера по дизельным моторам.Посторонние шумы внутри генератора могут свидетельствовать о разрушении подшипников, втулок, о неисправностях муфты (возможно, открутились крепежные болты).
При прогреве «холодного» дизеля может идти белый дым, это испаряется конденсат. Если после прогрева дым становится почти прозрачным, то нет причин для беспокойства.
Если выхлоп сохраняет густой белый цвет, то возможны следующие причины:
Сизый дым может свидетельствовать о неправильном положении ТНВД, который мог сместиться от вибрации и нарушить фазы газораспределения.
В этом случае может наблюдаться детонация (тряска мотора).Причиной является неисправность системы питания ДВС, форсунок либо ТНВД. Возможно, нарушены соединения топливопроводных трубок – то есть, имеются проблемы с герметичностью.
Генератор может не выдавать ток при работающем двигателе в следующих случаях:
Для устранения «плавающих» оборотов придется провести диагностику системы питания двигателя — заменить или отремонтировать ТНВД, форсунки, обеспечить полную герметичность.
Как правило, такая картина наблюдается из-за неисправности системы питания ДВС. Причины:
Выходящий из трубы черный дым говорит об:
Обороты дизельного двигателя могут «плавать», если используется некачественная солярка.
А также:
Обильный дым, выходящий из выхлопной трубы, говорит об изношенности поршневой системы, а точнее — о необходимости замены поршневых колец и гильз, так как увеличенные зазоры между ними допускают сгорание моторного масла и выброс продуктов горения через выхлопную систему. Для проверки этого следует измерить компрессию в цилиндрах: если давление сильно меньше, чем номинальное (указывается производителем мотора), то придется обратиться к мотористу.
Если ДВС оснащен турбиной, причина большого количества дыма может быть связана с ее поломкой. Масло требуется для охлаждения крутящихся элементов турбины. По мере износа агрегата частицы масла попадают во впускной коллектор, а затем — в камеру сгорания. Это вызывает отложения кокса на поверхностях клапанов и повышенное задымление.
Эксплуатация ДВС с неисправной турбиной может привести к более затратному ремонту прочих узлов мотора.
Стук в ДВС сможет говорить как о сбоях в топливной системе, так и о поломках механических узлов. Для подтверждения неисправности механики следует выкрутить все форсунки и прокрутить мотор стартером.
Если стук или лязг не прекратился, то причина – в поломке самого ДВС, если шум исчез – следует заняться топливной системой.
Для диагностики дизельных электростанций применяют:
Комплексы предназначены для диагностики электрооборудования. Бывают универсальные и узкоспециализированные стенды.
Генераторы проверяют при работе на определенных оборотах, агрегат должен выдавать такой ток, который обеспечит нормальную зарядку аккумуляторных батарей и питание потребителей.
Стартер должен запускаться и ровно (без посторонних шумов) работать при подаче на его контакты стандартного для данной модели напряжения.
Стоимость оборудования может колебаться от 60000 тыс. руб. до 800 тыс. руб.
Указания о периодичности планового ТО содержатся в руководстве пользователя от производителя оборудования.
Чаще всего работы производятся через каждые 250 тыс. моточасов.
Также следует отметить дополнительное обслуживание станций, которые длительное время бездействовали, то есть приготовление к сезону.
Порядок работ во время проверочного ТО:
Дополнительно следует проводить раз в год (или на усмотрение владельца техники) разборку генератора для его очистки, включающую следующие действия:
Перемотка поврежденных обмоток генератора осуществляется для восстановления его работоспособности. Эта операция производится на специальном оборудовании, так как нужно намотать строго определенное число витков и одновременно провести защитную лакировку обмоток.
Также возможно восстановление изоляции некоторых элементов, балансировка ротора, другие дополнительные работы.
Стоимость работы зависит от мощности агрегата.
В среднем перемотка генератора 200 кВт обойдется в 140-170 тыс. руб.
Проверка целостности охлаждающей системы:
Осмотр клемм аккумулятора: если имеется посторонний налет, следует его удалить, клеммы затянуть снова.
Проверка подачи топлива:
Сначала нужно очистить поверхности двигателя и генератора.
Если попытки завести двигатель ни к чему не привели, следует обратить внимание на информационный дисплей станции, если он есть.
На многих моделях там указываются коды ошибок, они могут помочь при диагностике.
Если нет опыта по ремонту дизельных электростанций, лучше не пытаться устранять поломки самостоятельно. При возникновении нештатных ситуаций следует остановить двигатель и попытаться собрать как можно больше информации для дальнейшего общения с мастерами. Для этого нужно:
Следует обратить внимание на то, что большинство работ, проводимых при ремонте дизельных электростанций, требует наличия специального инструмента.
Например, большинство болтовых соединений затягивается с определенным моментом.
Поэтому, если отсутствует опыт, лучше не пытаться устранить поломку самостоятельно.
Достаточно осмотра проводки на предмет исключения мелких неисправностей: обрывов проводки, подтеков топлива и прочих.
© "Информационный портал о генераторах электричества" Источник: http://generatorexperts.ru/dizelnye/instrukciya-po-ekspluatacii-dizelnyx-generatorov/remont.html