Поиск по моделям оборудования

44 ФЗ: что изменилось с мая 2019, что изменится с июля и с 2020 года

Поправки, внесенные в закон о контрактной системе № 44-ФЗ (скачать закон), существенно изменяют правила работы поставщиков в сфере государственных закупок.

Революционные изменения правил закупок предусмотрены законом от 01.05.2019 г. № 71-ФЗ:
- с 2020 года отменены планы закупки;
- отменяются отчеты об исполнении контрактов (этапов контракта);
- срок на подачу жалобы сокращен до 5 дней с даты размещения итогового протокола закупки в ЕИС;

С 12 мая 2019 года:

1. Сокращен срок подачи жалобы с 10 до 5 дней (после размещения в ЕИС итогового протокола закупки).

2. Срок рассмотрения ФАС России документов при внесении участников в реестр недобросовестных поставщиков сокращен с 10 до 5 рабочих дней.

У Вас тендер? Как подготовить проект и документацию по 44 и 223 ФЗ>>>

Расширение способов обеспечения заявок

С 1 июля 2019 года участник закупки будет вправе самостоятельно выбирать способ обеспечения заявок на участие в электронных закупках. Кроме внесения денежных средств на спецсчет можно будет использовать в качестве обеспечения заявок банковские гарантии. Это позволит облегчить доступ к закупкам для многих компаний.

Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта на размер выполненных обязательств

С 1 июля 2019 года размер обеспечения исполнения контракта уменьшается пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых заказчиком осуществлены в порядке и сроки, предусмотренные контрактом. При этом уменьшение размера обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии. Датой такого отказа считается дата включения информации о частичном исполнении обязательств по контракту в соответствующий реестр контрактов. В случае предоставления нового (уменьшенного) обеспечения исполнения контракта заказчик не возвращает гарантию банку, взыскание по такой гарантии не производится.

Создание ГИС «Независимый регистратор»

С 1 октября 2019 года должна начать работу государственная информационная система (ГИС) «Независимый регистратор». Система предназначена для мониторинга работоспособности ЕИС и электронных площадок, фиксации действий или бездействия участников закупок в ЕИС и на ЭП, а также хранения указанной информации.

Изменения в 44-ФЗ с 1 января 2019 года в таблице: как было и как стало

Что поменялось

Как было раньше

Как работать в 2019 году

Внедрили новый реестр – единый реестр участников закупок (ЕРУЗ)

Раньше в ЕИС регистрировались только заказчики, у участников такой обязанности не было

Заказчики проверяют информацию по ч.11 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ, которую прислала площадка. Участникам, у которых аккредитация на ЭТП была до начала 2019 года – должны будут зарегистрироваться в ЕИС до конца 2019 года. Иначе у них не будет возможности принимать участия в закупках. Заказчики, которые выступают, в том числе, и как поставщики услуг, тоже должны зарегистрироваться в новом реестре.

Внешнюю экспертизу после несостоявшихся процедур отменили. Одна из самых долгожданных поправок.

Раньше по Закону № 44-ФЗ случаи закупок у едпоставщика после несостоявшихся процедур, увы, были в перечне для обязательной внешней экспертизы, это было крайне неудобно

В 2019 году отменили обязанность нанимать внешних экспертов, чтобы провести экспертизу, если закупили у едпоставщика по п.25.1,25.2.25.3 ч. 1 ст.93 Закона № 44-ФЗ

Установили порядок определения единственного поставщика

Единого порядка определения единственного поставщика по п.2.ч.2.ст.93 Закона № 44-ФЗ установлено не было

Президента наделили правом определить набор документов, в котором должно быть обоснование необходимости определение единственного поставщика

Блокирующий контроль казначейства возобновили для регионалов и муниципалов

В 2017 года казначейский блокирующий контроль плановых документов привел к обвалу системы ЕИС. Поэтому контроль отложили для федеральных заказчиков до 01.01.2018, а для региональных и муниципальных до 1 января 2019 года.

Теперь на регионалов и муниципалов блокирующий контроль тоже распространяется. Рекомендуем брать день запаса, чтобы успеть пройти контроль казначейства. Для федералов контроль был псевдоблокирующим, потому что можно было опубликовать документ под свою ответственность

Ввели ответственность за ложные экспертные заключения в закупках

Ответственности за ложные заключения не было прописано ни в КоАП, ни в УК ни в УПК

Накажут в зависимости от суммы ущерба и опасности вреда. Если ложное заключение нанесло бюджету крупный ущерб (больше 2,25 млн руб.), оштрафуют на сумму до 300 тыс. руб. или на размер доходов за срок до одного года, либо лишат свободы на срок до 1 года. При этом могут лишить права занимать определенные должности до 3 лет.

Если заключение повлекло за собой тяжкий вред здоровью или смерть человека, оштрафуют на 300–500 тыс. руб. или лишат свободы на срок до 3 лет. Когда заключение привело к смерти 2 и больше человек, эксперта ограничат в свободе или лишат ее на срок до 4 лет. При этом могут лишить права занимать определенные должности до 5 лет.

Разрешили уменьшать сумму банковской гарантии по мере поступления оплаты по контракту

Обеспечить исполнение контракта можно было и банковской гарантией, но возможности уменьшения ее суммы по мере исполнения не было предусмотрено

Теперь поставщики по 44-ФЗ вправе уменьшать сумму банковской гарантии по мере поступления оплаты по контракту

БУ и АУ не обеспечивают заявки

Раньше в Законе № 44-ФЗ право не платить обеспечение заявок было только у казенных учреждений. С июля 2018 года новые правила обеспечения создавали сложности для АУ и БУ. Обеспечивать заявку в электронных закупках можно только через спецчета, которые АУ и БУ были не вправе открывать.

Бюджетные и автономные учреждения наравне с казенными, абсолютно законно участвуют в закупках, не обеспечивая заявки

Установили правила документооборота в закрытых электронных конкурентных закупках

Изменения связаны с общим переходом исключительно на электронные закупки

В постановлении указано кто и за какую информацию отвечает, установлен порядок аккредитации, порядок ведения реестра участников, порядок предоставления документации, порядок подачи заявок и заключения контракта

Казначейство не изменит правил контроля реестра контрактов

Казначейство должно было начать контролировать соответствие документов по контракту друг другу, срок исполнения контракта, количество, единицы измерения товара, работы и услуги

До 1 января 2020 года для заказчика ничего не изменится. Правила ведения реестра контрактов остаются прежними

 

С 1 июля 2019 года:

1. Появится возможность предоставить обеспечение заявки при участии в электронных процедурах в форме банковской гарантии. Срок действия такой гарантии должен превышать срок окончания подача заявок не менее чем на 2 месяца. Но лучше оформить банковскую гарантию на более длительный срок, так как заказчик может внести изменения в документацию и перенести срок окончания подачи заявок.

2. Установлена обязанность заказчика поэтапно возвращать обеспечение исполнения контракта, внесенное денежными средствами, если в контракте предусмотрены этапы его исполнения, пропорционально объему исполненных обязательств. Для получения денежных средств поставщику необходимо передать или направить заказчику заявление.

3. Срок возврата поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения контракта, не должен превышать 30 дней с даты исполнения поставщиком обязательств, а для закупок с участием только СМП и СОНО, такой срок не должен превышать 15 дней с даты исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.

Денежные средства заказчик не вернет, если имеются не исполненные требования о перечислении заказчику неустоек, а также в случае, когда объем поставки не покрыл выплаченный поставщику аванс.

4. Если заказчиком установлены этапы исполнения контракта, то он будет обязан заранее определить сроки и стоимость каждого этапа. Цена каждого этапа в контракте устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению НМЦК участником закупки, с которым заключается контракт.

5. Если заказчик устанавливает требования к гарантии качества товара, работы, услуги, требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), то он должен установить требования к обеспечению гарантийных обязательств. Это обеспечение предоставляется при приемке товара путем перечисления заказчику денежных средств или банковской гарантией. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% НМЦК. Поставщику предоставлено право изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения новое обеспечение гарантийных обязательств.

6. Сокращены сроки проведения электронных аукционов. При НМЦК до 300 млн. руб., а для закупки строительных работ – до 2 млрд. руб., срок подачи заявок сокращен до 7 дней, срок рассмотрения первых частей – 1 рабочий день. В иных случаях срок рассмотрения первых частей заявок сокращен до 3 рабочих дней. Когда заказчик закупает строительные работы с обязательным размещением в ЕИС проектной документации, первая часть заявки представляет собой просто согласие на выполнение работ, а допуск участников к аукциону будет осуществляться автоматически (всех, чьи заявки не возвратил оператор электронной площадки), без решения комиссии и «галочки» на площадке.

7. Аукцион пройдет на следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок, а при закупке строительных работ – через 4 часа после окончания срока подачи заявок. «Шаг» аукциона будет определяться как раньше, без ограничения «не ниже 100 рублей».

8. Предусмотрено право заказчика закупать любой объект закупки по цене единицы товара, работы, услуги, сумме цен единиц, если заказчик не может определить количество необходимого товара (объем работ, услуг). Количество товара (объем работ, услуг) в этом случае будет определяться по заявкам заказчика в порядке, установленном проектом контракта. Сравнение ценовых предложений, оценка заявок по стоимостному критерию будут осуществляться с учетом предложений участников о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта рассчитываются в этом случае от максимального значения цены контракта, а применение антидемпинговых мер поставлено в зависимость от процента снижения суммы единичных цен (если сумма цен единиц товара снижена на 25 и более процентов). Аукцион проводится путем снижения начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги. В контракт включаются максимальное значение цены контракта, цена единицы товара, работы, услуги. При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены таких единиц, указанных в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт.

9. В случае применения антидемпинговых мер при НМЦК до 15 млн. руб. установлены новые правила подтверждения добросовестности участника: необходимо предоставить информацию из реестра контрактов об исполнении в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем 20% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

10. Если закупка проводится с участием только СМП и СОНО, будут применяться льготные условия в отношении обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта, в том числе в случае применения антидемпинговых мер, устанавливается от цены контракта, а не НМЦК. Участник такой закупки, с которым заключается контракт, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

11. Установлено, что в случае применения антидемпинговых мер выплата аванса по контракту не допускается.

12. Предусмотрены новые реестры участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, которые будут вести операторы электронных площадок. В указанные реестры участники должны предоставить информацию об их соответствии дополнительным требованиям, установленным Правительством к участникам отдельных видов закупок (Постановление № 99 от 04.02.2015). К участию в закупках соответствующих объектов будут допущены только участники, разместившие соответствующие подтверждающие документы в реестре на площадке. Остальным заявки будут возвращены оператором площадки. В составе второй части заявки соответствующие документы уже прикладывать не нужно.

13. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт будет обязательно включено условие о размере аванса по каждому этапу.

14. Троекратное отклонение вторых частей заявок на одной площадке в течение квартала, сопровождающееся потерей обеспечения заявки, становится цикличным. Денежные средства, заблокированные на специальном счете участника закупки в размере обеспечения каждой третьей такой заявки, подлежат перечислению в соответствующий бюджет.

15. Договоры с единственным поставщиком по п.4 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ можно будет заключить на сумму до 300 тыс. руб. (в действующей пока редакции закона – до 100 тыс. руб.).

16. Отменена обязанность заказчика проводить внешнюю экспертизу товаров (работ, услуг), поставленных (выполненных, оказанных) по контрактам с единственными поставщиками.

17. Появились новые законные основания для изменения условий заключенных контрактов:

18. В случае расторжения контракта по соглашению сторон или в связи с односторонним отказом стороны, допускается заключение контракта с участником, занявшим второе место при проведении соответствующей конкурентной закупки (при его согласии и при условии предоставления обеспечения контракта).

19. В случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций, поставщик обязан будет предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.

С 31 июля 2019 г. договоры с единственным поставщиком по п. 5 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ можно заключать на сумму до 600 т.р. (в настоящее время – до 400 т.р.). Такие договоры можно заключать с учреждениями культуры, образовательными, научными, физкультурно-спортивными организациями.

До 1 октября 2019 года в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 года контракта в пределах увеличения ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года. При этом Минфин разъяснил, что государственные и муниципальные заказчики могут заключить такое дополнительное соглашение только при условии выделения дополнительного бюджетного финансирования, а бюджетные учреждения и унитарные предприятия – в рамках имеющихся у них средств.

Правила госзакупок дизель-генераторов согласно требованиям ФЗ №44.

1 мая 2019 года Президент РФ подписал три закона о внесении изменений в Закон о контрактной системе – 69-ФЗ, 70-ФЗ и 71-ФЗ.

Законом № 70-ФЗ введены более простые правила для закупок бюджетных организаций, с акцентом на организации, работающие в сфере культуры. Разрешены закупки у единственного поставщика на сумму до 600 тыс.руб., отменена обязательная внешняя экспертиза по некоторым контрактам у единственного поставщика.

 

1. Федеральным законом 27.12.2018 № 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены новые, более удобные для поставщиков и банков, правила работы с обеспечением исполнения контракта, а также исправлены некоторые ошибки (неоднозначные формулировки) в тексте закона № 44-ФЗ.

С 1 июля 2019 года заказчики при подготовке и размещении в ЕИС проекта контракта должны включать в него, при установлении требования об обеспечении исполнения контракта, обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить новое обеспечение исполнения контракта в случае отзыва лицензии у банка, предоставившего банковскую гарантию (ч.30 ст. 34 закона № 44-ФЗ).

Для контрактов, по которым предусмотрено обеспечение исполнения и этапы исполнения, установлено обязательное условие об уменьшении размера обеспечения исполнения контракта в порядке и в случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 статьи 96 закона № 44-ФЗ. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта будет происходить автоматически при внесении заказчиком информации в реестр контрактов, пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. Обеспечение контракта, внесенное денежными средствами, заказчики должны будут возвращать на основании заявления поставщика, в сумме, на которую уменьшился его размер.

Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта не произойдет, если имеются неоплаченные поставщиком неустойки (штрафы, пени), а также если поставщику был выплачен аванс и на сумму этого аванса еще не осуществлена приемка товара (работы, услуги).

С 1 июля 2019 года у заказчиков в связи с изменениями в части уменьшения обеспечения исполнения контракта появится новая обязанность: вносить в реестр контрактов сведения о цене и сроках исполнения каждого этапа контракта, а также сведения об исполнении отдельного этапа контракта.

Кроме того, с 27 декабря 2018 года вступили в силу следующие актуальные изменения закона № 44-ФЗ.

Для антидемпинговых мер в виде подтверждения добросовестности участника закупки предусмотрено обязательное предоставление обеспечения исполнения контракта в обычном (не увеличенном) размере (исправлена некорректная формулировка статьи 37 закона № 44-ФЗ).

Государственные и муниципальные учреждения полностью освобождены от обязанности предоставлять обеспечение заявки в случае участия в закупках по закону № 44-ФЗ.

Добавлено новое основание для осуществления закупки у единственного подрядчика (п.55 ч.1 ст. 93): заключение контракта на оказание услуг по изготовлению бланков документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.

В статье 94 исправлена ошибка: с 27.12.2018 года не требуется проведение внешней экспертизы товаров (работ, услуг), поставленных (выполненных, оказанных) по контрактам, заключенным по результатам несостоявшихся электронных процедур закупок. В период с 1 июля 2018 года по 27 декабря 2018 года в аналогичной ситуации заказчики обязаны были привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги при исполнении контрактов, заключенных на основании пунктов 25.1, 25.2, 25.3 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ. Следует отметить, что эксперты высказали мнение о возможности привлечения заказчика к административной ответственности за непроведение внешней экспертизы в указанных случаях по контрактам, заключенным после 1 июля 2018 года: с учетом отмены обязательности внешней экспертизы с 27.12.2018 г. применение административной ответственности в отношении заказчиков в 2019 году осуществляться не должно.

В связи с изменением ставки НДС с 1 января 2019 года законом № 502-ФЗ предусмотрена возможность в срок до 1 октября 2019 года заключить дополнительное соглашение к контракту прошлого года об изменении цены контракта в соответствии с увеличением ставки НДС. Однако Минфин в письме от 14.03.2019 № 24-04-02/16837 разъяснил, что сделать это могут только заказчики, не относящиеся к категории государственных и муниципальных заказчиков. Для последних возможность увеличения цены отсутствует, если отсутствуют соответствующие доведенные лимиты бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

 

2. Федеральным законом от 27.12.2018 № 512-ФЗ "О внесении изменений в статьи 41 и 94 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены требования к экспертному заключению, предоставляемому в рамках 44-ФЗ экспертами, экспертными организациями (внешними экспертами).

В статью 41 закона № 44-ФЗ «Эксперты, экспертные организации» добавлены правила об оформлении результатов «внешней» экспертизы в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. За предоставление недостоверных результатов экспертизы, заведомо ложного экспертного заключения введена административная и уголовная ответственность.

Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 520-ФЗ “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” введена статья 200.6 «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающая уголовную ответственность, в том числе, за заведомо ложное экспертное заключение, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.

Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 510-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” в КоАП введена статья 7.32.6. «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Федеральным законом от 27.12.2018 № 518-ФЗ "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ужесточен порядок осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 2 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ (по указу или распоряжению Президента, постановлению или распоряжению Правительства).

В частности, законом № 518-ФЗ предусмотрено, что в правовых актах Президента и Правительства в целях применения пункта 2 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ должны быть указаны предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично. Порядок подготовки таких правовых актов и поручений должен быть определен Президентом России.

Закон № 518-ФЗ вступил в силу 28 марта 2019 года.

4. Федеральным законом от 01.04.2019 № 50-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", упорядочена работа органов контроля в сфере закупок, а также введен риск-ориентированный подход к проведению проверок заказчиков.

В частности, законом № 50-ФЗ предусмотрено, что орган контроля не должен осуществлять централизованные закупки либо на одно должностное лицо органа контроля не могут быть возложены обязанности по планированию закупок, определению поставщиков, заключению и исполнению контрактов, и, одновременно, осуществление контроля в отношении этих же закупок.

Правительство должно определить порядок контроля в сфере закупок, включающий, среди прочего, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок, с учетом отнесения субъекта контроля к определенной категории риска на основании оценки вероятности несоблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок; порядок использования ЕИС, а также ведения документооборота в ЕИС при осуществлении контроля.

Органам контроля субъектов РФ предоставлено право осуществлять полномочия органов местного самоуправления по контролю в сфере закупок на основании соответствующего соглашения.

Из части 4 статьи 99 закона № 44-ФЗ исключена монополия ФАС России в отношении контроля заказчиков, контрактных служб, комиссий при проведении электронных процедур.

Предусмотрена возможность проведения внеплановых проверок контрольного органа в сфере закупок, среди прочего, в случае обнаружения самим контрольным органом признаков нарушения законодательства о контрактной системе; сообщения СМИ, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства о закупках.

Правительство должно определить порядок оценки эффективности деятельности органов контроля.

Из статьи 105 закона № 44-ФЗ исключено право общественных объединений, объединений юридических лиц подавать жалобы в ФАС России или в суд. Такие объединения вправе подавать не жалобу, а заявление в контрольный орган в сфере закупок, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Жалобу также не сможет подать участник закупки, если информация о нем или о его руководителях, учредителях, членах коллегиального органа управления включена в РНП, при условии, что заказчик при проведении определения поставщика установил требование об отсутствии соответствующих сведений в РНП.

Закон вступит в силу с 1 июля 2019 года.

5. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2019 № 294 "О внесении изменений в приложения № 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99" внесены изменения и дополнения в перечень дополнительных требований к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

В отношении объекта закупки «Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей» введены дифференцированные дополнительные требования к опыту выполнения аналогичных работ: стоимость ранее исполненного контракта, подтверждающего опыт, теперь зависит от НМЦК: от не менее 50% НМЦК при НМЦК более 10 млн. руб. до не менее 20% НМЦК, при НМЦК более 1 млрд. руб.

В качестве отдельных позиций в Приложении № 1 для предъявления дополнительных требований к участникам закупки выделены следующие объекты закупки:

Поскольку требования опыта выполнения соответствующих работ дифференцированы по каждой позиции Приложения № 1, из Постановления № 99 исключена сноска, уточняющая группу работ, в отношении которых у участника должен быть опыт их выполнения.

Перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, изменен, с учетом изменения названия Единого государственного реестра недвижимости.

В Приложении № 2 с перечнем дополнительных требований для проведения конкурсов с ограниченным участием изменена редакция позиции 5: «Выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту, и (или) сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 100 млн. рублей (добавлен «снос», а размер НМЦК установлен единый для государственных и муниципальных контрактов).

Постановление вступило в силу со 2 апреля 2019 года.

6. Постановлениями Правительства РФ от 25.01.2019 № 41 , от 28.02.2019 № 200, от 21.03.2019 № 293 внесены изменения в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

Постановлением № 41 исключены пункты и условия, которые ранее, до изменений закона № 44-ФЗ от 03 августа 2018 г., позволяли заказчикам при проведении запросов предложений использовать иные критерии, не предусмотренные статьей 32 закона № 44-ФЗ и Правилами.

Постановлением № 200 в Правила добавлены императивные условия проведения конкурсов в случае осуществления закупки в целях заключения контракта на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению.

Для таких конкурсов заказчик обязан установить следующие величины значимости критериев оценки: значимость критерия «Цена контракта» - 40 процентов, значимость нестоимостных критериев оценки - 60 процентов.

Для нестоимостного критерия «Квалификация участника закупки…» заказчик обязан установить показатель «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» со значимостью не менее 45% всех нестоимостных критериев оценки. Внутри указанного показателя необходимо установить три подпоказателя:

Установлено, что заказчик не вправе изменять значимость перечисленных подпоказателей (хотя значимость подпоказателей постановлением не определена), а также заказчику запрещено использовать иные подпоказатели для оценки опыта.

Постановлением № 293 определены более строгие правила для установления порядка оценки заявок при закупке строительных работ в отношении особо опасных, технических сложных и уникальных объектов.

Предусмотрено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия "Квалификация участников закупки…». При этом показателями этого критерия должны быть:

а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;

б) общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;

в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.

Заказчик не только ограничен теперь в выборе нестоимостных критериев оценки заявок, но и обязан оценивать строительный опыт исключительно по группам объектов, указанным в пункте 27 (2) Правил, утвержденных Постановлением № 1085.

Минимально возможная значимость критерия «Цена контракта» при закупке вышеперечисленных строительных работ снижена с 80% до 60%. Соответственно возросла значимость критерия «Квалификация…» с 20% до 40%.

7. Постановлением Правительства РФ от 07.03.2019 № 239 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров станкоинструментальной промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" введен новый запрет на закупки иностранных товаров.

Запрещены закупки иностранного оборудования, включенного в перечень, утвержденный Постановлением № 239: станков для обработки металлов лазером и станков аналогичного типа, станков токарных, расточных и фрезерных металлорежущих, станков для обработки камня, дерева и аналогичных твердых материалов и других видов оборудования и инструментов.

Запрет распространяется как на закупку товаров, так и на закупку работ (услуг), предполагающих поставку этих товаров.

Подтверждением производства станкоинструментальной продукции на территории Российской Федерации является наличие ее в реестре станкоинструментальной продукции, произведенной на территории Российской Федерации. Предусмотрено создание и ведение Минпромторгом реестра российской станкоинструментальной продукции и реестра евразийской станкоинструментальной продукции.

При исполнении контракта замена товаров, указанных в перечне, предусмотренном приложением к Постановлению № 239, на товары, происходящие из иностранного государства, не допускается.

Запрет относится к закупкам товаров, работ, услуг в целях выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках ГОЗа, а также закупки товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Избежать запрета позволит обращение в Минпромторг и получение от него разрешения на закупку иностранного товара из утвержденного перечня товаров станкоинструментальной промышленности.

Постановление № 239 вступило в силу с 11 марта 2019 года; реестры станкоинструментальной продукции должны появиться на сайте Минпромторга не позднее чем через 2 месяца после публикации Постановления № 239.

8. Постановлением Правительства РФ от 19.02.2019 № 159 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 656 и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 1 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 656, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2015 г. № 84" внесены дополнения в Постановление № 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части распространения запрета на товары, полученные по договорам лизинга.

Запрет на допуск для целей осуществления закупок отдельных видов иностранных товаров машиностроения распространен на заключение договора лизинга, положениями которого предусмотрено, что по окончании срока действия договора лизинга заказчик приобретает предмет лизинга в собственность.

Также предусмотрено, что Торгово-промышленная палата должна вести на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" единый электронный реестр актов экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, являющихся подтверждением того что страной происхождения товара машиностроения является Российская Федерация.

Изменения постановления № 656 вступили в силу с 1 марта 2019 г.

9. Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 223 "Об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках" утверждены правила электронного документооборота, аккредитации участников и особенности проведения закрытых электронных конкурсов и аукционов для отдельных заказчиков.

Предусмотрено, что с 1 июля 2019 года заказчики: Министерство обороны, ФСБ России, СВР России, а также подведомственные им учреждения и унитарные предприятия должны проводить электронные конкурсы и электронные аукционы (закрытые электронные процедуры) в соответствии с новыми правилами в случаях, установленных пунктом 5 части 2 статьи 84 закона № 44-ФЗ.

Проведение закрытых электронных процедур обеспечивается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты информации, противодействия иностранным техническим разведкам, а также обеспечения режима секретности. Требования к мерам защиты информации на специализированной площадке дифференцированы в зависимости от того, относится ли информация о закупке к государственной тайне или нет.

Извещения о проведении закупок размещаются заказчиками в ЕИС, иная информацию о закупке – доступна только на специализированной электронной площадке (СЭП).

Участники закрытых электронных закупок должны пройти аккредитацию на специализированной электронной площадке в порядке, определенном Постановлением № 223.

С 1 января 2020 г. аккредитация участников на специализированной электронной площадке будет осуществляться после их регистрации в ЕИС.

Участники, аккредитованные на специализированной площадке, получают право участвовать в закрытых электронных процедурах в период действия аккредитации. Для участия в процедурах с гостайной необходимо наличие соответствующей лицензии и подключение к сети шифрованной связи специализированной площадки.

Установлена ответственность участников закрытых электронных процедур за недостоверность документов и информации, за действия, совершенные на площадке, за несвоевременное уведомление оператора об изменении документов и информации об участнике закупки. Предусмотрено ведение оператором специализированной площадки реестра участников закрытых электронных процедур.

Для проведения закрытой электронной процедуры заказчик должен направить приглашение ограниченному кругу участников, аккредитованных на СЭП, которые соответствуют требованиям закона, способны осуществить поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, имеют в установленных законом случаях специальные разрешения (лицензии) и членство в СРО. Если заказчик не предъявляет требований к наличию у участника лицензий, членства в СРО, доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, оператор СЭП направляет приглашения всем участникам закрытых электронных процедур, аккредитованным на СЭП.

Положение, утвержденное Постановлением № 223, детально регулирует процесс размещения на СЭП информации о закупке, взаимодействия оператора, заказчика и участников закупки при проведении закрытых электронных процедур, направления документации о закупке, разъяснений документации, изменений документации, заявок, протоколов, устанавливает особенности заключения контрактов на специализированной электронной площадке.

10. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 141 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" внесены изменения в правила работы электронных площадок, правила взимания платы с участников закупок и порядок взаимодействия операторов площадок с банками при использовании спецсчетов.

В постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2018 г. № 564 "О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров" внесена поправка о том, что при проведении совместного конкурса или аукциона плата с участника закупки взимается оператором электронной площадки однократно.

Операторам площадок предоставлено право предъявлять распоряжение о переводе денежных средств в размере платы к специальному счету участника, с которого такая плата должна быть взыскана.

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 656 "О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" дополнено обязанностью Минфина и ФАС России в срок до 1 июня 2019 года обеспечить проведение проверки соответствия операторов электронных площадок установленным требованиям. Результаты проведения проверки функционирования электронных площадок будут оформляться актами комиссии.

Операторам электронных площадок, включенных в перечень в соответствии с законом № 44-ФЗ, запрещено отказываться от проведения конкурентной закупки на электронной площадке, а также осуществлять действия, предусмотренные статьями 3.2 - 3.4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", с привлечением третьих лиц.

Новым банкам, которые включены в перечень банков для открытия специальных счетов, предоставлено 60 дней на то, чтобы заключить соглашения о взаимодействии с операторами электронных площадок.

11. Приказом Минтруда России от 24.12.2018 № 834н "Об утверждении типовых контрактов на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда и обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, а также их информационных карт" утверждены новые типовые контракты, относящиеся к сфере ответственности Минтруда.

Приказом утверждены:

В типовом контракте на спецоценку условий труда выделена цена по этапам оказания услуги и предусмотрен, в том числе, НДС (возможность освобождения исполнителя от НДС указана только в примечании, а не в тексте типового контракта).

Типовой контракт на спецоценку условий труда включает готовое техническое задание, а также антикоррупционную оговорку. Подробно регламентированы обязанности обеих сторон, но в большей степени – заказчика.

Типовой контракт на обучение по вопросам охраны труда предусматривает возможность дистанционного обучения.

Приказ вступил в силу 9 марта 2019 года, однако обязательным применение типовых контрактов станет спустя 30 дней после размещения их в ЕИС - с 12 апреля 2019 года.

12. Приказом Минфина России от 22 января 2019 г. № 10н “О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. № 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены уточнения в условия допуска иностранных товаров при проведении закупок по закону № 44-ФЗ.

Предусмотрено уточнение в отношении проведения запроса котировок в электронной форме, когда оценку заявок участников с учетом условий допуска осуществляет не комиссия заказчика, а оператор электронной площадки.

Перечень случаев неприменения приказа 126н дополнен случаем, когда в отношении товаров, указанных в Приложении к приказу № 126н, Правительством установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 закона № 44-ФЗ.

Перечень товаров в приложении к приказу изложен в новой редакции. В частности, в перечень добавлены кабели волоконно-оптические; позиции в отношении мебели из него исключены, а овощи и фрукты указаны более общим кодом группы по ОКПД2, без детализации по подгруппам и видам.

Приказ вступит в силу через 90 дней после его официального опубликования.